Другая проблема кроется в том, что общение в коллективе подростков всегда связано с провокацией, конфликтами, но не каждый сможет твердо ответить на жесткость со стороны сверстников. Поэтому многие из детей занимают позицию подчинения, а в ситуациях, когда нужно за кого-либо защититься, просто отмалчиваются. В итоге ученики оценивают друг с друга с позиции «со мной или против меня».
И если в самом начале подросткового периода лидер тот, у кого высокая успеваемость, то в среднем подростковом возрасте лидером будет тот, кто имеет какие-то особенные индивидуальные черты (сила, чувство юмора, стиль, особенные увлечения). Отлично, если у подростка будет хобби, так как увлечения помогают формированию личности, открывают внутренний мир подростка, а так же облегчают установление контактов с другими подростками. Увлечение – это одна из важных поведенческих реакций этого возраста (наряду с реакцией автономности от родителей и реакцией группирования со сверстниками).
Травля и ее последствия
Вопрос общения в классе требует особого внимания, так как сейчас актуальна проблема буллинга.
Буллинг – это травля, преследование человека другими членами коллектива (всеми или одним). Подобное явление может случиться и в коллективе взрослых людей, но наиболее распространено оно в школьных коллективах. По статистике, до 40% учеников каждый год подвергается травле.
Преследование может быть как косвенным, выражаясь в социальном давлении, так и физическим. Преследователь может воздействовать на подростка в поведенческой форме (сплетничать, шантажировать, объявлять бойкот, портить вещи) либо только в словесной (оскорблять, раздавать прозвища). Также сейчас принято выделять кибербуллинг – травля в интернете.
Буллингу подвергаются дети, которых не принимают в коллективе. При этом ребенка могут просто не замечать, а могут и открыто унижать. В классе всегда есть лидеры, которые чаще и становятся инициаторами травли, к ним примыкают союзники. Есть в классе и наблюдатели – это те дети, которые понимают, что преследование члена коллектива не нормально, но не могут заступиться за подростка.
Кто становится жертвой преследований:
- Дети с низкой самооценкой, скромные, по ним видно, что они не смогут за себя постоять.
- Интроверты.
- Физически слабые дети или дети, имеющие физические недостатки, заболевания, отклонения.
- Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам.
- Дети из очень бедных или из очень богатых семей.
- Дети, которых учителя выделяют как лучших и худших учеников.
- Тихони, которые переносят издевательства, утаивая это от взрослых.
- Дети со слабой успеваемостью, например, плохо читают.
- Ябеды и хвастуны.
- Дети, которых излишне опекают родители.
- Неопрятные, неухоженные дети.
- Дети, у которых нет современных гаджетов.
Кто склонен к преследованию других детей:
- Физически сильные дети (крепкие, высокие парни).
- Холерики, гиперактивные дети.
- Агрессивные дети.
- Дети из неблагополучных семей.
- Дети из обеспеченных семей, воспитанные с ощущением вседозволенности.
-
-
- Дети, которым важно занять лидирующие позиции, привлечь внимание.
- Дети, не имеющие должного уровня самоконтроля.
У преследователей часто есть союзники, подражатели, и ими могут стать дети, имеющие следующие черты:
- Не смелые, чувствующие, что при сопротивлении сами будут жертвой.
- Дети, у которых хорошие отношения с преследователем.
- Подражатели, попавшие под влияние авторитета.
- Безинициативные, не желающие выделяться из толпы дети.
- Не эмциональные дети, которые смотрят на буллинг, как на развлечение.
- Дети из неблагополучных семей.
Как понять, что ребенка преследуют
Чтобы понять, насколько вероятно, что ваш ребенок может стать жертвой буллинга (или преследователем), необходимо проверить, обладает ли он выше перечисленными характеристиками, а также наблюдать за его поведением. Если у ребенка проблемы в школе, то у него ухудшается успеваемость, он становится раздражительным, а также:
- не хочет ходить в школу, прогуливает уроки;
- не имеет близких друзей и компаний;
- не хочет делиться впечатлениями о событиях из школьной жизни;
- если речь заходит о школе, теряет настроение, из школы приходит в подавленном состоянии.
Как бороться с буллингом
Учителям и родителям важно помнить, что закрывать глаза на буллинг нельзя, так как часто ребенок из-за травли теряет самооценку и приобретает множество комплексов.
Любой случай буллинга должен пресекаться учителями, школьными психологами, социальными педагогами.
Если ребенок стал жертвой травли
- Попытайтесь найти в классе союзников подростка, которые, объединившись, дадут отпор буллеру.
- Помогите ребенку найти друзей: расширьте количество коллективов, где ребенок может находиться (секции, кружки по интересам).
- Обязательно обратитесь к психологу или психотерапевту, который поможет работать с последствиями травли и поднять самооценку.
- Научите подростка не показывать страх или тревогу, так как преследователи обычно ожидают реакции от жертвы: слезы, попытки убежать.
- Научите ребенка отстаивать себя (спокойно, в словесной уважительной форме).
- Поговорите с родителями преследователя и с самим преследователем. В данном случае важно не давить на подростка и не угрожать, а узнать, почему именно ваш ребенок не устроил буллера. Такой подход может привести агрессора к пересмотру своих действий и к изменению отношения к жертве.
- Если преследования носили физический характер, срочно обратитесь в правоохранительные органы.
- Лучшее решение – сменить коллектив (перейти в другую школу). Как правило, перевод ребенка в другую школу - единственно верное решение.
Не выделяйте в классе любимчиков и тех, кто вас раздражает, не делайте акцент на недостатках
|