Главная » Статьи » Полезные статьи

Готовимся к школе
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

«Скоро в школу»

К

Подготовили: педагог-психолог Шелкунова Анна Федоровна
Учитель-логопед Кузнецова Инна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 г. Томска


ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ???


Можно:

 Развивать слуховое внимание через упраж-нения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей­.

 Часто менять формы деятельности. На уро-ках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания­ с одного вида де-ятельности на другой. Это свойство внима-ния можно формировать с помощью двига-тельных упражнений. Ребенок должен на-чинать, выполнять и заканчивать свои дей-ствия по команде­ взрослого, быстро перехо-дя от одного вида движений к другому: пры-гать, останавливаться, шагать и т.п.

 Использовать в совместной деятельности элементы игры.

 Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидакти-ческие игры с четко выраженными прави-лами.

 Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.

 Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.

 Способствовать формированию у ребенка на-выка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предваритель-но разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, ри-сунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых­ вы задаете словесно или с по-мощью схемы.

 Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, состав-ленному вами.

 Учить детей сосредотачиваться на опреде-ленной деятельности, концентрировать­ свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно дли-тельного сосредоточения:­ нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пе-ресказать сказку и т.п.

 Создавать средства — стимулы, которые бу-дут организовывать внимание ребенка.

 Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
 Предлагать детям:

–– повторять слова, цифры, предложения, ска-занные вами;

–– неоконченные фразы, которые нужно за-кончить;

–– вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще от-вечать на них.

 Предлагать сравнивать, анализировать об-разец и результаты своей или чужой­ рабо-ты, находить и исправлять ошибки.
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

 «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопро-сы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть­ запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)

 Игры — головоломки. Загадки.

 «Найди отличия».

 «Найди два одинаковых предмета».

 «Будь внимателен» (выполнение гимнасти-ческих упражнений по словесной­ команде).

 «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет толь-ко в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»)­.

 «Где что было» (ребенок запоминает пред-меты, лежащие на столе; ребенок отворачи-вается, взрослый передвигает предметы; ре-бенок указывает, что изменилось).

 «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).

 Игра «Карлики и великаны» (ребенок дол-жен слушать словесную инструкцию­ взрос-лого, не обращая внимание на его действия).

 Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать­ их (задание постепенно можно усложнить, по-просив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчерк­ нуть все буквы «о»).
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???


Можно

 В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:

–– составлять группу из отдельных предметов;

–– выделять предметы по назначению, по харак-терным признакам;

–– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам­ или назначению;

–– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной­ последовательно-сти содержание текста с помощью вопросов;

–– сравнивать предметы;

–– соотносить схематическое изображение с реаль-ными предметами;

–– делать самостоятельные выводы; –– отвечать на вопросы, делать умозаключения;

 –– устанавливать причинно-следственные связи. Чаще использовать задания на:

–– сравнение пары предметов или явлений — на-хождение сходства и различия­ между ними;

–– нахождение «лишнего» слова или изображе-ния, не связанного общим признаком с осталь-ными;

–– складывание целого из частей (разрезные кар-тинки);

–– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

–– осознание закономерностей (рассмотреть орна-мент, узор, продолжить его);

–– задания на сообразительность, логические рас-суждения и т.д.

 Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального­ потенциала, созданию образов, моделей реальных предме-тов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

 Способствовать осмыслению содержания жиз-ненных ситуаций, подражанию и проигрыва-нию их с заменой одних объектов другими.

 Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное­ сравнение.

 Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов­ и явлений, кото-рые существенны для решения поставленной задачи.

 Способствовать развитию способности перехо-дить к решению задач в уме.

 Создавать сложноорганизованную среду, чтобы

ребенок мог взаимодействовать­ с разными пред-метами.

 Расширять кругозор детей, их основные пред-ставления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, об-суждая с ними прочитанные книжки, анализи-руя поведение людей­.

Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

 «Разложи картинки» (учить учитывать после-довательность событий).

 «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).

 «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лиш-нюю фигуру» (учить классифицировать­ предме-ты по признакам и назначению).

 «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного­ назначе-ния; ребенок должен придумать, как можно ис-пользовать данный предмет).

 «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное­ по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).

 «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструк-торы.

 Загадки.

ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???


Можно:
 Развивать у ребенка умения:
–– произвольно вызывать необходимые воспоми-нания;
–– вспоминать последовательность событий;
–– использовать при запоминании мнемотехниче-ские приемы;

–– использовать образ как средство развития про-извольной памяти;

–– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
 Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
–– анализировать, выделять в предметах опреде-ленные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сход­ ства и различия;

–– осуществлять обобщения, объединять различ-ные предметы по каким-то общим признакам;

–– классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

–– устанавливать смысловые связи между предъ-являемыми объектами для заучивания и окру-жающими предметами.

 Способствовать овладению умением для запо-минания использовать вспомогательные сред-ства — сочетать словесное объяснение с пока-зом натуры или с изображением тех предме-тов или явлений, о которых идет речь. Исполь­ зуйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной­ памятью).
Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
 «Запомни предметы» (учить ребенка запоми-нать и воспроизводить информацию)­.
 «Детектив» (развитие произвольного запоми-нания; ребенок в течение 15 ми­нут рассматри-вает 15 картинок, после чего картинки убира-ют; ребенок должен­ назвать картинки, кото-рые запомнил).
 «Пирамида» (развитие краткосрочной меха-нической памяти. Взрослый называет­ ребен-ку сначала одно слово, ребенок должен сра-зу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрос-лый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).

 «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ре-бенку вопросы о происходящих­ в отпуске собы-тиях).

 «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).

 «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечис-лить все, что ел на обед).

 «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).

 «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на ли-сте бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен на-рисовать точно такой же предмет).

 «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ре-бенка кладет в мешок разные предметы; ребе-нок должен вспомнить, что лежит в мешке).

 «Короткий рассказ» (взрослый читает корот-кий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).

 «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей­ из множества геометрических фигур; ребенок должен запом-нить эти фигуры и назвать).

●● «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!


Для этого можно работать в 2-х направлениях.

1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:

–– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;­
–– разминать пальцами пластилин; –– запускать пальцами мелкие волчки;

–– сжимать и разжимать кулачки, при этом мож-но представлять, как будто кулачок — бутон-чик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);

–– делать мягкие кулачки, которые можно лег-ко разжать и в которые взрослый может про-сунуть свои пальцы, и крепкие, которые не ра­ зожмешь;

–– двумя пальцами руки (указательным и сред-ним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);

–– показывать отдельно только один палец — ука-зательный, затем два — указательный и сред-ний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;

–– барабанить всеми пальцами обеих рук по сто-лу;

–– махать в воздухе только пальцами; –– кистями рук делать «фонарики»;

–– хлопать в ладоши тихо и громко в разном тем-пе;

–– собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);­

–– нанизывать крупные пуговицы, бусины, ша-рики на нитку;

–– наматывать тонкую проволоку в цветной об-мотке на катушку, на собственный­ палец (по-лучается колечко или спираль);

–– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;

–– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кноп-ки, замочки, закручи­вать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобрази-тельная, конструктивная­.

2. Формировать графический навык, для этого можно:

–– рисовать по точкам;

–– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисун-ки по клеточкам);

–– штриховать разными способами; –– обводить контуры фигур.
Категория: Полезные статьи | Добавил: cvotomsk (17.05.2016)
Просмотров: 460 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar