Главная » Статьи » Полезные статьи |
Готовимся к школе
Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу» К Подготовили: педагог-психолог Шелкунова Анна Федоровна Учитель-логопед Кузнецова Инна Юрьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 г. Томска ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ??? Можно: Развивать слуховое внимание через упраж-нения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей. Часто менять формы деятельности. На уро-ках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида де-ятельности на другой. Это свойство внима-ния можно формировать с помощью двига-тельных упражнений. Ребенок должен на-чинать, выполнять и заканчивать свои дей-ствия по команде взрослого, быстро перехо-дя от одного вида движений к другому: пры-гать, останавливаться, шагать и т.п. Использовать в совместной деятельности элементы игры. Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидакти-ческие игры с четко выраженными прави-лами. Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное. Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления. Способствовать формированию у ребенка на-выка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предваритель-но разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, ри-сунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с по-мощью схемы. Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, состав-ленному вами. Учить детей сосредотачиваться на опреде-ленной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно дли-тельного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пе-ресказать сказку и т.п. Создавать средства — стимулы, которые бу-дут организовывать внимание ребенка. Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации. Предлагать детям: –– повторять слова, цифры, предложения, ска-занные вами; –– неоконченные фразы, которые нужно за-кончить; –– вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще от-вечать на них. Предлагать сравнивать, анализировать об-разец и результаты своей или чужой рабо-ты, находить и исправлять ошибки. Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания: «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопро-сы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».) Игры — головоломки. Загадки. «Найди отличия». «Найди два одинаковых предмета». «Будь внимателен» (выполнение гимнасти-ческих упражнений по словесной команде). «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет толь-ко в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»). «Где что было» (ребенок запоминает пред-меты, лежащие на столе; ребенок отворачи-вается, взрослый передвигает предметы; ре-бенок указывает, что изменилось). «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате). Игра «Карлики и великаны» (ребенок дол-жен слушать словесную инструкцию взрос-лого, не обращая внимание на его действия). Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, по-просив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчерк нуть все буквы «о»). ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ??? Можно В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение: –– составлять группу из отдельных предметов; –– выделять предметы по назначению, по харак-терным признакам; –– классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению; –– понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательно-сти содержание текста с помощью вопросов; –– сравнивать предметы; –– соотносить схематическое изображение с реаль-ными предметами; –– делать самостоятельные выводы; –– отвечать на вопросы, делать умозаключения; –– устанавливать причинно-следственные связи. Чаще использовать задания на: –– сравнение пары предметов или явлений — на-хождение сходства и различия между ними; –– нахождение «лишнего» слова или изображе-ния, не связанного общим признаком с осталь-ными; –– складывание целого из частей (разрезные кар-тинки); –– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним; –– осознание закономерностей (рассмотреть орна-мент, узор, продолжить его); –– задания на сообразительность, логические рас-суждения и т.д. Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предме-тов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.). Способствовать осмыслению содержания жиз-ненных ситуаций, подражанию и проигрыва-нию их с заменой одних объектов другими. Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение. Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, кото-рые существенны для решения поставленной задачи. Способствовать развитию способности перехо-дить к решению задач в уме. Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными пред-метами. Расширять кругозор детей, их основные пред-ставления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, об-суждая с ними прочитанные книжки, анализи-руя поведение людей. Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления: «Разложи картинки» (учить учитывать после-довательность событий). «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу). «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лиш-нюю фигуру» (учить классифицировать предме-ты по признакам и назначению). «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначе-ния; ребенок должен придумать, как можно ис-пользовать данный предмет). «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.). «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструк-торы. Загадки. ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ??? Можно: Развивать у ребенка умения: –– произвольно вызывать необходимые воспоми-нания; –– вспоминать последовательность событий; –– использовать при запоминании мнемотехниче-ские приемы; –– использовать образ как средство развития про-извольной памяти; –– повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: –– анализировать, выделять в предметах опреде-ленные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сход ства и различия; –– осуществлять обобщения, объединять различ-ные предметы по каким-то общим признакам; –– классифицировать предметы и явления на основе обобщения; –– устанавливать смысловые связи между предъ-являемыми объектами для заучивания и окру-жающими предметами. Способствовать овладению умением для запо-минания использовать вспомогательные сред-ства — сочетать словесное объяснение с пока-зом натуры или с изображением тех предме-тов или явлений, о которых идет речь. Исполь зуйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью). Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти: «Запомни предметы» (учить ребенка запоми-нать и воспроизводить информацию). «Детектив» (развитие произвольного запоми-нания; ребенок в течение 15 минут рассматри-вает 15 картинок, после чего картинки убира-ют; ребенок должен назвать картинки, кото-рые запомнил). «Пирамида» (развитие краткосрочной меха-нической памяти. Взрослый называет ребен-ку сначала одно слово, ребенок должен сра-зу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрос-лый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.). «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ре-бенку вопросы о происходящих в отпуске собы-тиях). «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти). «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечис-лить все, что ел на обед). «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром). «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на ли-сте бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен на-рисовать точно такой же предмет). «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ре-бенка кладет в мешок разные предметы; ребе-нок должен вспомнить, что лежит в мешке). «Короткий рассказ» (взрослый читает корот-кий рассказ; ребенок должен воспроизвести его). «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запом-нить эти фигуры и назвать). ●● «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же). НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!! Для этого можно работать в 2-х направлениях. 1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно: –– катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики; –– разминать пальцами пластилин; –– запускать пальцами мелкие волчки; –– сжимать и разжимать кулачки, при этом мож-но представлять, как будто кулачок — бутон-чик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался); –– делать мягкие кулачки, которые можно лег-ко разжать и в которые взрослый может про-сунуть свои пальцы, и крепкие, которые не ра зожмешь; –– двумя пальцами руки (указательным и сред-ним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой); –– показывать отдельно только один палец — ука-зательный, затем два — указательный и сред-ний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно; –– барабанить всеми пальцами обеих рук по сто-лу; –– махать в воздухе только пальцами; –– кистями рук делать «фонарики»; –– хлопать в ладоши тихо и громко в разном тем-пе; –– собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались); –– нанизывать крупные пуговицы, бусины, ша-рики на нитку; –– наматывать тонкую проволоку в цветной об-мотке на катушку, на собственный палец (по-лучается колечко или спираль); –– завязывать узлы на толстой веревке, шнуре; –– застегивать пуговицы, крючки, молнии, кноп-ки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком. Полезны такие виды деятельности, как изобрази-тельная, конструктивная. 2. Формировать графический навык, для этого можно: –– рисовать по точкам; –– рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисун-ки по клеточкам); –– штриховать разными способами; –– обводить контуры фигур. | |
Просмотров: 460 | |
Всего комментариев: 0 | |