- Агрессия – одна из форм контакта ребенка с вами или другими детьми. Будьте требовательны, но проявляйте уважение к ребенку. Обращайтесь по имени, не кричите, не унижайте.
- Помните, что разрушительна не агрессия, а незрелые формы ее выражения. Учите детей конструктивно выражать агрессию, а не запрещайте ее. Давайте собственный пример здорового выражения агрессии.
- Агрессия всегда имеет причину. Обращайте внимание, в каких ситуациях ребенок ведет себя агрессивно. Старайтесь понять, какую потребность он удовлетворяет: в безопасности, внимании, признании или новизне. Создавайте условия, которые позволят ему неагрессивно добиться удовлетворения этих потребностей.
- Стимулируйте конструктивную деятельность и самостоятельность детей.
- Поощряйте здоровое поведение детей и последовательно, и однозначно реагируйте на агрессию.
- Применяйте в качестве шпаргалки «Правила горячей плиты» Дугласа МакГрегори: Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь. Так и реакция на нежелательное поведение ребенка должна быть немедленной. Горячая плита сильно обжигает с первого раза. Так и ваша реакция должна быть явной и сильной при первом же нарушении поведения. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась. Так и вы реагируйте только на то, что ребенок сейчас сделал неправильно. Не припоминайте прошлые ошибки и не переходите на оценку личности ребенка. Горячая плита действует на всех. Так и вы реагируйте на нежелательное поведение любого ребенка. Будьте объективны. У вас должно быть средство облегчить боль от ожога о горячую плиту. Указывайте ребенку, как ему исправить ситуацию, озвучьте, каких конкретных действий вы ждете от него.
- Создавайте среду, в которой дети смогут свободно играть, самовыражаться, уединяться при необходимости, выбирать из нескольких вариантов.
- Не используйте психологическое и физическое насилие.
- Рекомендуйте семье ребенка, который демонстрирует стойкую агрессивность, проконсультироваться у психолога.
|