Главная » Файлы » Методическая копилка

Конспект цикла занятий по снижению школьной тревожности.
25.06.2015, 08:28

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

"Детский сад комбинированного типа №17"  г. Томск

 

 

 

 

 

 

Конспект цикла занятий по снижению школьной тревожности.

 

 

 

 

Подготовила:

Шелкунова Анна Федоровна   Педагог-психолог

 

                                       

 

                                                       Томск 2015

Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности. В связи с этим в нашем образовательном учреждении проводится специальная работа по снижению школьной тревожности. Данная работа ведется в групповой форме и состоит из двенадцати занятий, представленных в приложении.

По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью учащихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".

Цели работы по снижению школьной тревожности:

  • оптимизация социальной ситуации развития детей;
  • обучение их способам взаимодействия с миром и самими собой.

Задачи:

  • снизить тревожность, эмоциональное напряжение учащихся;
  • сформировать у детей адекватную самооценку, развить представление о собственной уникальности;
  • воспитать уверенность в себе;
  • сформировать навыки саморегуляции.

 

Продолжительность:  1 месяц (4 занятия – 1 раз в неделю)

Участники: Дети подготовительной к школе группы (6-8 человек)

 

 

 

Занятие 1.

Цели: установление психологического контакта, правил работы, сплочение группы.

Оборудование: Бумага, цветные карандаши, фломастеры, ватман, маркер, «Дерево настроения», коробка «Я справлюсь», аудиопроигрыватель, аудиофайлы.

Ход занятия

1. Приветствие. Встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

2. Обсуждение целей занятия.

Психолог: Ребята, совсем скоро все вы пойдете в школу.  Все вы испытываете разные чувства, когда думаете о школе. На наших занятиях у вас будет возможность обсудить ожидания и переживания связанные с поступлением в школу.

3. Установление правил работы группы. 
Психолог знакомит детей с правилами группы

  • говорить по одному;
  • не перебивать того, кто говорит;
  • не применять физическую силу по отношению к другим;
  • никого не оскорблять, не дразнить;

Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет действовать правило "стоп!"  (т. е. "в этой игре я не участвую!"). Правила записываются на листе ватмана, который вывешивается во время всех последующих занятий группы.

4. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению. С дерева настроения начинаем каждое занятие и заканчиваем тоже.

5. Гимнастика "Зоопарк"

Детям предлагается изобразить характерные позы и движения животного (хитрой лисы, сильного медведя, грозного льва, трусливого зайца и др.).

6. Рисунок «Школа»

Детям предлагается нарисовать школу, затем обсуждаем рисунки. Дети рассказывают о своих рисунках.

5. Круг, "Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?"

Участники группы по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен способствовать тому, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили общие слова.

6. Упражнение "Я справлюсь!"

Детям предлагаются различные ситуации из перечисленных выше, если назвали мало вариантов  предлагаем возможные : тебя дразнят; у тебя отобрали любимую игрушку; на тебя обиделся друг и т. п. Тот, кто считает, что может справиться с ними, поднимает обе руки. А тот, кто не знает выхода, прячет руки за спину. Ребята могут сами предлагать различные ситуации, можно использовать ситуации из предыдущего задания. Ребята рассказывают, как они будут вести себя в той или иной ситуации. Если предложенный вариант поведения одобрен большинством участников группы, то следует положить фишку в коробочку с названием "Я справился".

7. Релаксация «Воздушные шарики».

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Пауза – поглаживание детей.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

8. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.

9. Рефлексия результатов занятия. Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

10. Прощание. Процедура "Спасибо за приятное занятие"           

Психолог  говорит:       - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Занятие 2

Цели: снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Материалы: Бумага, фломастеры, карандаши, плакат с правилами, «Дерево настроения», аудиопроигрыватель, аудиофайлы.

Ход занятия

1.Приветствие.  Встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

 

2. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению. С дерева настроения начинаем каждое занятие и заканчиваем тоже.

3. Вспоминаем правила. Детям предлагается вспомнить правила группы, которые обсуждались на прошлом занятии. Вывешиваем плакат и сравниваем «Все ли правила были названы?».

4. "В магазине зеркал"

В магазин, где стоит большое количество зеркал, вошла обезьянка (учащийся на роль обезьянки выбирается заранее). Она увидела свое отражение в зеркалах (зеркала – это дети), подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Они ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком – и ей тоже погрозили. Она топнула ногой – и ей топнули. Чтобы ни делала обезьянка – остальные делали то же самое. Дети обсуждают ситуацию.

5. Игра "Паровозик"

Дети строятся друг за другом, держась за плечи стоящего впереди. "Паровозик" везет детей, преодолевая вагончиками различные препятствия.

6. Рисование школьных страхов

Участники рисуют на листах бумаги свои страхи. Затем им предлагают сделать с этими рисунками то, что они хотят. По окончании ребята делятся своими чувствами. (При выполнении задания важна работа ведущего с каждым из участников группы, чтобы он смог выразить свои чувства.)

7. Релаксация "Полет на ковре-самолете"

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить себе то, о чем говорит ведущий. Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом. Можно предложить им нарисовать то, что они увидели в путешествии.

Ведущий: Представьте себе, что у вас есть ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь: мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на волшебный ковер-самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, уютно, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы подниметесь над городом, летите над лесами, полями и реками... И вот вы видите очень красивое, привлекающее вас место. Вы приказываете ковру опуститься. Что вы видите вокруг? Здесь очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вам захочется. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение уюта и покоя, которое вы испытали в найденном вами месте, сохраняется.

8. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению. С дерева настроения начинаем каждое занятие и заканч иваем тоже.

9. Рефлексия результатов занятия.  Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

10. Прощание.  Процедура "Спасибо за приятное занятие"           

Психолог  говорит:       - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Занятие № 3

Цели: снятие тревожности, напряжения, развитие уверенности в себе, формирование навыков расслабления, саморегуляции.

Оборудование:  Плакат "Такие мысли всегда помогают мне" (на нем перечислено: "Я справлюсь", "У меня все получится", "Все будет хорошо" и т. п.) и плакат "Такие мысли мне мешают" (на нем перечислено: "Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится" и т. п.), «Дерево  настроения»

1.Приветствие.  Встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

 

2. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению. С дерева настроения начинаем каждое занятие и заканчиваем тоже.

3. Вспоминаем правила. Детям предлагается вспомнить правила группы, которые обсуждались на прошлом занятии. Вывешиваем плакат и сравниваем «Все ли правила были названы?».

4. Сказка "Школьная Тревожность".

Ведущий читает участникам сказку.                                                                                 Это высокая худая дама в длинном темном платье. Пока Алевтина Юрьевна пишет на доске задание, дама незримо ходит по классу, где сидит 3 "А", и потирает тонкие руки. Сегодня у нее важный день. Через 10 минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них. Для начала она намечает себе две жертвы: маленькую рыжую девочку Марусю и кудрявого мальчика Сеню, сидящих за одной партой.                                                      Алевтина Юрьевна объявляет начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсаживается к Марусе и начинает применять проверенный прием – пускает туман в голову. "Ты ничего не знаешь, ты все забыла", – шепчет дама, как заклинание. Маруся на мгновение замирает, будто прислушивается, но потом решительно мотает головой и шепчет: "Этого не может быть. Я готовилась к этой самостоятельной работе. Мы с папой вчера занимались два часа!". Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшается в размерах и пересаживается от девочки к ее соседу.     Она меняет тактику и пускает в ход другой прием –                                                                       устрашение. "Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно! В среду учительница объявит результат, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный..." – зловеще пугает она Сеню. "Так в среду у меня тренировка, и что бы там ни было, опаздывать я не собираюсь!" – решительно возражает мальчик. Больше всего на свете он любит занятия по каратэ. Сенька мысленно представляет себе красивый удар, который на прошлой неделе показывал им тренер.

Школьная Тревожность отлетает в противоположный конец класса, как будто этот воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползает она до парты, за которой сидит светленькая девочка в голубом платьице. "Посмотри, как качает головой Алевтина Юрьевна. Она глядит на тебя и думает, какая ты непонятливая и слабая ученица, надо оставить тебя на второй год", – хрипит Школьная Тревожность, уже начиная думать, что 3 "А" непобедим, но еще не отказываясь от последнего шанса на успех.

Девочка испуганно вскидывает глаза. Алевтина Юрьевна действительно крутит головой (ей немножко жмет воротничок). Девочка бледнеет. Школьная Тревожность понимает, что нашла себе жертву. Звенит звонок с урока, но даже он не может спасти бедную девочку, потому что у нее нет своих методов борьбы со Школьной Тревожностью.

Обсуждение сказки-страшилки. Ведущий задает вопросы: "Как вы думаете, когда Школьная Тревожность одерживает победу над учеником; каковы, на ваш взгляд, приемы борьбы со школьной тревожностью?" Дети высказываются по очереди. Важно подвести учащихся к пониманию того, что иногда наши мысли мешают нам. Потом все вместе придумывают хороший конец сказки.

5. Упражнение "Мысли и настроение"

Ведущий перечисляет мысли, записанные на плакате: "Такие мысли всегда помогают мне" 
("Я справлюсь", "У меня все получится", "Все будет хорошо") и на плакате "Такие мысли мне мешают" ("Я не умею", "Я боюсь", "У меня не получится"). Дети с помощью карточек показывают настроение, соответствующее этим мыслям.

6. Релаксация «Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и чувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…  Белый свет течет по вашим плечам… помогает им стать мягкими и расслабленными… (Пауза – поглаживание детей.) А нежный свет течет дальше по груди… по животу… Пусть свет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежим силами и энергией.

7. "Дерево настроения"

Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению. С дерева настроения начинаем каждое занятие и заканчиваем тоже.

8. Рефлексия результатов занятия. Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

9. Прощание. Процедура "Спасибо за приятное занятие"           

Психолог  говорит:       - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

Занятие 4.

Цели: повышение самооценки; формирование позитивного отношения к самому себе; развитие уверенности в себе.

Оборудование: Мяч, бумага, карандаши, «Дерево настроения» аудиопроигрыватель, аудиофайлы.

Ход занятия

1. Приветствие.   Встаём с детьми в круг и говорим:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

2. «Дерево настроения»

 Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.

3. Игра-разминка "Ласковое имя"

Дети стоят в кругу. Им предлагается вспомнить, как их ласково называют дома. Затем они бросают друг другу мяч, и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя и имя бросившего.

4. Игра "Прогулка по сказочному лесу"

Ребятам предлагается представить себе, что они ходят по мягкой травке, горячему песку, холодному снегу, шуршащим осенним листьям, болоту и т. д. После окончания упражнения дети обсуждают, что им понравилось в этом упражнении, что было трудно.

5. Упражнение "Урок и перемена"

По команде урок дети стоят руки сложены одна на другую, как на уроке, по команде перемена, ходят, бегают по залу.

6. Упражнение "Что мне нравится в себе?"

Участники  отвечают на вопрос о том, что им нравится в своей внешности, в физическом облике, в характере. Очень важно, чтобы упражнение выполнил каждый ученик. Ведущему стоит проявить мягкую настойчивость.

7. Упражнение "Комплименты"

Группа рассказывает каждому участнику о том, что ей в нем нравится. Упражнение эффективно только в том случае, если комплименты оказываются искренними, а слушающий принимает их молча, не пытаясь противоречить или благодарить

8. Релаксация «ОТДЫХ НА МОРЕ» 
 «Примите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. 
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. 
Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. 
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. 
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. 
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».

9. «Дерево настроения»

 Ребятам предлагается на нарисованном на картоне дереве разместить яблоки того цвета, который соответствует их настроению.

10 . Рефлексия результатов занятия.  Ответ на вопрос: что было интересно, важно, понравилось на занятии?

11. Прощание. Процедура "Спасибо за приятное занятие"           

Психолог  говорит:       - Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1.  Журнал «Семья и школа» №9,1988г. – статья Б Кочубей, Е. Новикова «Ярлыки тревожности тревожности».
  2. Изард К. Эмоции человека: (Пер. с англ.)Под ред. Л.Я Гозмана, М.С. Егоровой. – М.:Изд-во МГУ, 1980г.
  3. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Книга для воспитателей детского сада. Пер. с англ. – М.: Просвещение,1991 г.
  4. Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду» - пособие для воспитателей. НОУ «Учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие».М,2000
  5. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996 г.- 144 с.
  6. Про чудесные превращения и «говорящие» движения . Дети в школу собирайтесь.- М.,1996.-с.64-88.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС,1996 г. – 529 с.

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 2116 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar