Главная » Файлы » Методическая копилка |
05.11.2021, 06:16 | |
КЛАССИФИКАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров: – особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта — частный (недоразвитие – времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития; – взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.), вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития; – межфункциональных взаимодействий. К ним относятся, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития. Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза. 1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. 2. Задержанное развитие. Оно характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми 5. Искаженное развитие. Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский 6. Дисгармоничное развитие. Наблюдается врожденная
В практической деятельности специалисты предпочитают классификацию Б. П. Пузанова и В.А. Лапшина.
Всех детей с недостатками слуха делят на две группы: – глухие (не слышащие), с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди не слышащих детей различают: а) не слышащих без речи (рано оглохших); б) не слышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У не слышащих детей понижение слуха от 75—80 дБ; – слабослышащие (тугоухие), с частичной слуховой Дети со стойкими дефектами зрения делят на две группы: – слепые (незрячие), – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой – слабовидящие, с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков).
Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Она выражается в двух формах: олигофрении и деменции. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5—2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: – резидуальная (остаточная); – прогредиентная (прогрессирующая). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: – идиотия (самая тяжелая степень), – имбецильность (более легкая по сравнению с идиотией), – дебильность – наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью). В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения: 317.00 — легкая степень умственной отсталости; 318.00 — умеренная умственная отсталость; 318.10 — выраженная умственная отсталость; 318.20 — глубокая умственная отсталость. Детей с ЗПР подразделяют на четыре подгруппы: – конституционного происхождения или гармонический инфантилизм; – соматогенного происхождения; – психогенного происхождения; – церебрастенического характера.
– нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); – нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
– умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; – умственно отсталые слабовидящие или незрячие; – слепоглухонемые и т.п.
| |
Просмотров: 284 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |