Как родителям реагировать на детскую агрессию?
|
|
Еще в младенчестве у детей проявляются первые признаки агрессии. Причиной этому может послужить голод, боль, страх. Некоторые исследователи считают, что раннее отлучение от груди также может усиливать агрессивность ребенка в будущем.
Уже в год дети могут кусаться или драться, если происходит дискомфортная для них ситуация. Ну а с 2-3 лет, когда малыш начинает отделять себя от остальных, приступы злости появляются гораздо чаще, например, в ситуациях, когда подавляется «самостоятельность» ребенка.
Дошкольники тоже проявляют агрессию, но уже чаще не драками и криками, а словами. И испытывать злость нормально – каждый человек бывает агрессивным. Но важно понимать – это реакция на действительно раздражающую и опасную ситуацию или агрессия по самому мелкому поводу?
|
|
Важно обратить внимание, в каких ситуациях ребенок проявляет негативные эмоции:
- желание самоутвердиться;
- злость в ответ на препятствия;
- агрессия к другим детям или взрослым (например, к кому-то из родителей).
- в ситуациях, вызывающих дискомфорт, боль или страх.
Какими способами дети проявляют агрессию?
|
|
|
|
|
|
- Физически - дерутся, кусаются, бросают предметы в объект агрессии или наносят косвенный вред: ломают игрушки и вещи обидчика.
- Вербально – кричат, обзывают обидчика. Ребенок может и не открыто с кем-то ругаться, а жаловаться третьему лицу, при этом используя грубые слова, угрожая местью.
Злость может возникать резко, импульсивно, но так же быстро угасать. А может быть длительной и запланированной, что часто встречается у детей с высоким интеллектом.
Для того чтобы работать с агрессией, необходимо выявить причины такого поведения.
Здесь приведены основные:
- Отсутствие внимания со стороны родителей, а также отсутствие грамотных объяснений, как нужно выражать негодование и вести себя в конфликтных ситуациях.
- Слишком большой контроль со стороны взрослых или гиперопека.
- Копирование взрослых, когда родители сами часто добиваются своего агрессией и проявляют гнев.
- Отставание в интеллектуальном развитии, повреждения головного мозга, другие проблемы со здоровьем.
- Трудная ситуация в семье (ссоры родителей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем и др.).
- Ревность к другому члену семьи.
- Ребенок часто видит агрессию на экранах телевизора, в компьютерных играх.
- Жестокость со стороны родителей или других значимых людей.
|
|
1. Спокойное отношение. Необходимо выразить ребенку понимание его чувств («Я понимаю твои чувства, ты злишься, потому что...»)
2. Обсуждение факта агрессии. Дайте ребенку успокоиться, а затем расскажите, какое поведение вы наблюдали у него, пока он злился: «ты кричал», «говорил такие-то слова». Помните, что обсуждение должно быть безоценочным! Спросите, почему ваш ребенок так себя повел, что он испытывал - злость, обиду? Выясните у него, что стало причиной такого поведения. Расскажите, какими еще способами можно проявлять недовольство (спокойным выражением несогласия, просьбой, аргументацией, описанием собственных эмоций: «Я злюсь, потому что...»).
Важно! Не пытайтесь разобраться в ситуации, пока ребенок раздражен. В это время не перебивайте его, дайте высказаться.
В процессе обсуждения проявите уважение к ребенку, давая ему выражать в полной мере свои чувства, мысли - без критики.
3. Будьте доброжелательны и договаривайтесь! Ищите компромиссы, если разрешение ситуации зависит от вас. Объясните, что готовы идти на уступки, но и ждете уступки со стороны ребенка. Также договоритесь о том, что ситуации несогласия будут решаться с помощью диалога - и это единственный вариант положительного разрешения конфликта.
|
|
Ошибки, которые дорого стоят
|
|
Какие действия родителей и воспитателей могут привести к усугублению агрессии?
- Грубое подавление (физические наказания). Эта тактика только укрепляет злость ребенка и приводит к сопротивлению даже в случае, когда ребенок боится. В итоге отношения с родителями портятся, а забияка не учится самоконтролю и становится более жестоким. Кстати, дети, к которым применяют физическое наказание, во взрослом возрасте склонны к психическим расстройствам.
- Агрессия на агрессию. Если гнев ребенка вызывает у вас желание кричать и спорить в ответ, возмущаться или пытаться вызвать чувство вины (такое чаще бывает в конфликтах с подростками), то лучше вспомнить, что такими действиями вы не только не покажете своему чаду, как правильно реагировать на чью-то агрессию, а и, наоборот, усилите раздражение, усугубив конфликт.
- Игнорирование. Отсутствие заинтересованности в том, почему ребенок злится, приводит к попустительству. Постепенно, не встречая ответной реакции, малыш привыкнет к такому способу проявления, что чревато перерастанием вспышек гнева в качество характера.
- Оскорбление личности ребенка в ответ. Это способно понизить самооценку, а вот от агрессивного поведения это не поможет избавиться.
- Насмешки и обесценивание. Такая реакция взрослого может привести ребенка в ярость, значительно испортить отношения в семье, и понизить доверие к родителям.
Также не стоит:
- ставить в пример других детей;
- разговаривать в командном тоне, или в монотонном (читать нотации), бороться за власть;
- просить разобраться в конфликте третью сторону, искать себе группу поддержки, чтобы совместно давить на ребенка;
- спорить до последнего, даже видя, что агрессия в ребенке только нарастает;
- шантажировать и запугивать.
Задача взрослого человека разрядить ситуацию или хотя бы не накалять, дать ребенку успокоиться! Помните, что подавление агрессии приводит к накоплению негативных чувств у ребенка, что может перерасти в гораздо большую проблему в подростковом возрасте.
|
|
«Остров настроения» - техника из комплексной арт-терапевтической развивающей технологии «Песочные настроения» (автор Е. А. Тупичкина – преподаватель онлайн-курса "Методы арт-терапии в работе с особенными детьми")
Цель: Развитие эмоционального интеллекта ребёнка.
Задачи:
- научить ребёнка распознавать эмоции и эмоциональные настроения;
- выработать у ребёнка умение выражать эмоциональное состояние;
- сформировать опыт вербализации своих переживаемых эмоций;
- способствовать регуляции эмоционального состояния ребёнка, снятию нервного напряжения средствами арт-техник;
- развивать мелкую моторику руки;
- гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка.
Инвентарь:
- световой планшет (стол) для рисования песком (или рамка со стеклом, пластик, бумага (А3));
- мелкий песок (манка или другие сыпучие материалы).
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет и старше.
Данная технология может реализовываться как в индивидуальной форме, так и в групповой (задания и обсуждение осуществляется фронтально).
Арт-инсталляция «Остров настроения». Данная техника предполагает создание арт-инсталляции «Острова настроения». Дети заселяют его миниатюрными сказочными персонажами (из киндер-сюрпризов) и украшают его различными материалами: камешками, бусинами, ракушками, кусочками ткани и др., стремясь отразить различные настроения, состояния.
- Остров «Радости».
- Остров «Грусти».
- Остров «Удивления».
- Остров «Страха».
- Остров «Злости».
В завершение ребёнок придумывает короткую историю про жителей острова. В процессе рассмотрения инсталляций других, дети выражают общее впечатление от увиденного, определяют настроение, вызванное увиденным, определяют художественные средства, которые позволили передать настроение.
В ситуации создания острова негативных эмоций, рекомендуется предложить на острове что-то изменить, чтобы остров заселили противоположные позитивные эмоции: Радость, Смелость, Доброта. Затем остров фотографируется, фотография может быть распечатана и создана картина, которая может стать элементом декора.
|
|
|