Главная » Файлы » Методическая копилка

Как справиться с детской агрессией
11.01.2021, 04:27

Как родителям реагировать на детскую агрессию?
 

 

Some Image


Агрессивный с пеленок


Еще в младенчестве у детей проявляются первые признаки агрессии. Причиной этому может послужить голод, боль, страх. Некоторые исследователи считают, что раннее отлучение от груди также может усиливать агрессивность ребенка в будущем.

Уже в год дети могут кусаться или драться, если происходит дискомфортная для них ситуация. Ну а с 2-3 лет, когда малыш начинает отделять себя от остальных, приступы злости появляются гораздо чаще, например, в ситуациях, когда подавляется «самостоятельность» ребенка.

Дошкольники тоже проявляют агрессию, но уже чаще не драками и криками, а словами.  И испытывать злость нормально – каждый человек бывает агрессивным. Но важно понимать – это реакция на действительно раздражающую и опасную ситуацию или агрессия по самому мелкому поводу?
 


Причины детской злости

Some Image

Важно обратить внимание, в каких ситуациях ребенок проявляет негативные эмоции:
- желание самоутвердиться;
- злость в ответ на препятствия;
- агрессия к другим детям или взрослым (например, к кому-то из родителей).
- в ситуациях, вызывающих дискомфорт, боль или страх.
Какими способами дети проявляют агрессию?

Физически - дерутся, кусаются, бросают предметы в объект агрессии или наносят косвенный вред: ломают игрушки и вещи обидчика.
Вербально – кричат, обзывают обидчика. Ребенок может и не открыто с кем-то ругаться, а жаловаться третьему лицу, при этом используя грубые слова, угрожая местью.
Злость может возникать резко, импульсивно, но так же быстро угасать. А может быть длительной и запланированной, что часто встречается у детей с высоким интеллектом.
Для того чтобы работать с агрессией, необходимо выявить причины такого поведения.
Здесь приведены основные:
Отсутствие внимания со стороны родителей, а также отсутствие грамотных объяснений, как нужно выражать негодование и вести себя в конфликтных ситуациях.
Слишком большой контроль со стороны взрослых или гиперопека.
Копирование взрослых, когда родители сами часто добиваются своего агрессией и проявляют гнев.
Отставание в интеллектуальном развитии, повреждения головного мозга, другие проблемы со здоровьем.
Трудная ситуация в семье (ссоры родителей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем и др.).
Ревность к другому члену семьи.
Ребенок часто видит агрессию на экранах телевизора, в компьютерных играх.
Жестокость со стороны родителей или других значимых людей.
 


Что делать родителям
 


1. Спокойное отношение. Необходимо выразить ребенку понимание его чувств («Я понимаю твои чувства, ты злишься, потому что...»)

2. Обсуждение факта агрессии. Дайте ребенку успокоиться, а затем расскажите, какое поведение вы наблюдали у него, пока он злился: «ты кричал», «говорил такие-то слова». Помните, что обсуждение должно быть безоценочным! Спросите, почему ваш ребенок так себя повел, что он испытывал - злость, обиду? Выясните у него, что стало причиной такого поведения. Расскажите, какими еще способами можно проявлять недовольство (спокойным выражением несогласия, просьбой, аргументацией, описанием собственных эмоций: «Я злюсь, потому что...»).
Важно! Не пытайтесь разобраться в ситуации, пока ребенок раздражен. В это время не перебивайте его, дайте высказаться.
В процессе обсуждения проявите уважение к ребенку, давая ему выражать в полной мере свои чувства, мысли - без критики.

3. Будьте доброжелательны и договаривайтесь! Ищите компромиссы, если разрешение ситуации зависит от вас. Объясните, что готовы идти на уступки, но и ждете уступки со стороны ребенка. Также договоритесь о том, что ситуации несогласия будут решаться с помощью диалога - и это единственный вариант положительного разрешения конфликта.
 

Some Image


Ошибки, которые дорого стоят
 


Какие действия родителей и воспитателей могут привести к усугублению агрессии?
- Грубое подавление (физические наказания).  Эта тактика только укрепляет злость ребенка и приводит к сопротивлению даже в случае, когда ребенок боится. В итоге отношения с родителями портятся, а забияка не учится самоконтролю и становится более жестоким. Кстати, дети, к которым применяют физическое наказание, во взрослом возрасте склонны к психическим расстройствам.
- Агрессия на агрессию. Если гнев ребенка вызывает у вас желание кричать и спорить в ответ, возмущаться или пытаться вызвать чувство вины (такое чаще бывает в конфликтах с подростками), то лучше вспомнить, что такими действиями вы не только не покажете своему чаду, как правильно реагировать на чью-то агрессию, а и, наоборот, усилите раздражение, усугубив конфликт.
- Игнорирование. Отсутствие заинтересованности в том, почему ребенок злится, приводит к попустительству. Постепенно, не встречая ответной реакции, малыш привыкнет к такому способу проявления, что чревато перерастанием вспышек гнева в качество характера.
- Оскорбление личности ребенка в ответ. Это способно понизить самооценку, а вот от агрессивного поведения это не поможет избавиться.
Насмешки и обесценивание. Такая реакция взрослого может привести ребенка в ярость, значительно испортить отношения в семье, и понизить доверие к родителям.
Также не стоит:
- ставить в пример других детей;
- разговаривать в командном тоне, или в монотонном (читать нотации), бороться за власть;
- просить разобраться в конфликте третью сторону, искать себе группу поддержки, чтобы совместно давить на ребенка;
- спорить до последнего, даже видя, что агрессия в ребенке только нарастает;
- шантажировать и запугивать.
Задача взрослого человека разрядить ситуацию или хотя бы не накалять, дать ребенку успокоиться!  Помните, что подавление агрессии приводит к накоплению негативных чувств у ребенка, что может перерасти в гораздо большую проблему в подростковом возрасте.
 


Практика
 


«Остров настроения» - техника из комплексной арт-терапевтической развивающей технологии «Песочные настроения» (автор Е. А. Тупичкина – преподаватель онлайн-курса "Методы арт-терапии в работе с особенными детьми")

Цель: Развитие эмоционального интеллекта ребёнка.

Задачи:
- научить ребёнка распознавать эмоции и эмоциональные настроения;
- выработать у ребёнка умение выражать эмоциональное состояние;
- сформировать опыт вербализации своих переживаемых эмоций;
- способствовать регуляции эмоционального состояния ребёнка, снятию нервного напряжения средствами арт-техник;
- развивать мелкую моторику руки;
- гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка.

Инвентарь:
- световой планшет (стол) для рисования песком (или рамка со стеклом, пластик, бумага (А3));
- мелкий песок (манка или другие сыпучие материалы).

Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет и старше.
Данная технология может реализовываться как в индивидуальной форме, так и в групповой (задания и обсуждение осуществляется фронтально).

Арт-инсталляция «Остров настроения». Данная техника предполагает создание арт-инсталляции «Острова настроения». Дети заселяют его миниатюрными сказочными персонажами (из киндер-сюрпризов) и украшают его различными материалами: камешками, бусинами, ракушками, кусочками ткани и др., стремясь отразить различные настроения, состояния.
- Остров «Радости».
- Остров «Грусти».
- Остров «Удивления».
- Остров «Страха».
- Остров «Злости».
В завершение ребёнок придумывает короткую историю про жителей острова. В процессе рассмотрения инсталляций других, дети выражают общее впечатление от увиденного, определяют настроение, вызванное увиденным, определяют художественные средства, которые позволили передать настроение.
В ситуации создания острова негативных эмоций, рекомендуется предложить на острове что-то изменить, чтобы остров заселили противоположные позитивные эмоции: Радость, Смелость, Доброта. Затем остров фотографируется, фотография может быть распечатана и создана картина, которая может стать элементом декора.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar