Наивно думать, что ребенок будет преисполнен энтузиазмом, будучи оторванным от привычной жизни и близких ему людей.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены (не формируются сами по себе – их необходимо тренировать), поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Основной причиной тяжелого привыкания к детскому саду является отсутствие у ребенка опыта общения с другими детьми и взрослыми. Как правило, тяжелая адаптация к условиям детского сада чаще всего бывает у часто болеющих или единственных детей в семье или детей, опыт общения с другими людьми у которых был крайне беден (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи. Таким детям очень трудно знакомиться с новыми людьми, общаться с ними. Чем уже круг общения до поступления в детский сад, тем труднее бывает ребенку, тем сложнее ему выстраивать общение с воспитателем.
Если у ребенка мало опыта взаимодействия со сверстниками, то большое количество других детей в группе вызывает у него тревогу, стремление уединиться.
Необходимо заранее готовить ребенка к посещению детского сада.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
- Познакомиться с воспитателем (рассказать об особенностях, привычках, интересах ребенка)
- В присутствии ребенка всегда отзываться положительно о воспитателях и саде.
- Заранее домашний режим малыша необходимо максимально приблизить к режиму детского сада (в выходные дни также не рекомендуется менять режим дня ребенка).
- Привить навыки самообслуживания (научите ребенка: одеваться, умываться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть).
- Поддерживайте дома спокойную обстановку, щадящую нервную систему ребенка. Главное правило: «Спокойна мама — спокоен малыш».
- Чаще обнимайте ребенка, говорите ласковые слова.
- Больше хвалите, чем ругайте.
- В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.
Постепенно увеличивайте этот интервал. Через 1 – 2 недели можно перейти на обычный режим.
- Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом.
Скажите ребенку: «Дружок будит ходить в садик вместе с тобой и знакомиться там с другими» Расспросите ребенка вечером, что с Дружком происходило в детском саду, с кем он познакомился, кто с ним играл, не было ли ему грустно.
- Расскажите ребенку, с кем он останется и, главное, что будет делать: «Ты будишь с воспитателем Еленой Михайловной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, поиграете, а после прогулки будете меня вместе встречать». Делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.
- Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что ему может понадобиться в группе (запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму). Не надевайте ребенку одежду причиняющую дискомфорт (тугую, с заклепками, синтетическую, сложно снимающуюся).
Правильно прощаемся с ребенком
- Провожать ребенка в детский сад должен тот, с кем ребенок легче расстается.
- Избегайте долгих прощаний.
- Важно уходить не задерживаясь, не оборачиваясь (так ребенку будет легче отпустить вас). Помните пословицу: «Долгие проводы – лишние слёзы»
- Во время прощаний сохраняйте спокойствие, демонстрируйте хорошее настроение. Будьте уверены и решительны.
- Скажите ребенку, куда и зачем вы идете и когда вернетесь (Пр.: «Я иду на работу печатать на компьютере, приду, когда ты поспишь, погуляешь… »). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов — спокойная, открытая, доброжелательная интонация подскажет ему, что беспокоиться не о чем.
- Желательно ввести ритуал прощания (несложный прощальный знак) и ежедневно повторять его (# воздушный поцелуй, удар кулачками или рукопожатие).
- Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какой-нибудь маленький сюрприз.
- Будьте терпеливы, внимательны и заботливы.
- Радуясь встрече с ребенком, скажите приветливые слова, обнимите и похвалите его (# « Я по тебе соскучилась, молодец! Ты хорошо себя вел, я горжусь тобой!..»).
Узнайте больше!!!
Русаков А.С. Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник – Санкт-Петербург: Речь, Образовательные проекты; Москва: Сфера, 2010.– 128 с.
|