Главная » Файлы » Методическая копилка

Детские страхи Причины Терапия
24.02.2017, 19:23

Издержки воспитания

 

Традиционализм отношений в семье

В этих семьях взаимоотношения с ребенком пост­роены по принципу «должен» и «обязан». Маль­чик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бок­са. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжес­тью и нерасторопностью. Вместо того чтобы при­нимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упраж­нение. Комплекс неполноценности надежно закреп­ляется, распространяясь на все жизненные обстоя­тельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.

Эмоциональный шантаж и предчувствия

«Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Та­ким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители игра­ют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях — типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожидани­ям постепенно перерастают в агрессию, в подрос­тковом возрасте эти дети убегают из дому, не ува­жают родителей.

Открытые посылы и прямые угрозы

Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, по­тому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказы­вают. Невротичные дети с патологическим стра­хом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят сутулясь, мелко семеня нога­ми. Такие родители забывают, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направ­лять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.

Постоянный надзор со стороны родителей

Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указыва­ют, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по нескольку раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а, соответственно, избавления от тре­вожности и детских страхов пройдет нормально.

Отдаленность родителей

Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя бро­шенным, ему не с кем поговорить о своих про­блемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и об­мана. Наркотики, как и алкоголь, — это маски­ровка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.

Отсутствие привязанности внутри семьи

Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь, но нет общей, семейной. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик.
«Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отве­чает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не раз­решаются, а только накапливаются. Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это
универсальное средство от всех болезней, и осо­бенно — психологических. Поэтому если родите­ли по разным причинам не могут уделить ребен­ку много времени, поговорить с ним о его пробле­мах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухажи­вал за ним. Дружба и любовь — вот все, что нуж­но невротичному ребенку.

Негативное отношение к престарелым

В некоторых семьях старики становятся лишней обузой, на них выросшие дети срывают накопив­шееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внут­рисемейный союз.

На появление детского страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в пе­риод дошкольного возраста), развод родителей, земле­трясение, наводнение, переезд на другое место житель­ства, перевод в новую школу. Также сюда относятся некие вполне конкретные случаи, события, реально произошедшие с ребенком (напугала собака, застрял в лифте и т. д.) Если неприятные случаи не повторяют­ся, то часто такие страхи проходят сами собой.

Причиной страхов у детей также могут стать:

  1. Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конф­ликту родителей имеет тенденцию усиливаться с
    возрастом. Особенно ранимы в этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.
  2. Наличие страхов у родителей (главным образом, матери): тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изо­ляция от общения со сверстниками. Гиперопекающее поведение родителей — чрезмерное оберегание — формирует в ребенке ощущение слабос­ти, неуверенности, беззащитности перед опасным окружающим миром.
  3. Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочис­ленные нереализуемые угрозы со стороны взрослых.
  4. Психическое заражение страхами в процессе не­посредственного общения со сверстниками и взрос­лыми.

Первая и самая понятная причина: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедшее с ребенком. Напугала собака, застрял в лиф­те, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж — жизнь вокруг разнообразна и Далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются кор­рекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребен­ка покусанного собакой или запертого в лифте развива­ется стойкий и заметный для окружающих страх.

Отсюда переходим ко второй причине детских страхов — особенностям характера ребенка. Появле­нию и, главное, закреплению страхов способствуют та­кие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от дру­гих людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части — от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья — запугивающее воспитание.

«Не ляжешь спать, тебя Баба-Яга заберет!». «Не шуми, а то дядя-шофер тебя уведет с собой!». «Мальчи­ков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!». Наверняка, вы не раз слышали подобные «ше­девры» педагогического воздействия. Или сами прибе­гали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это от­нюдь не его вина, а ваша и наказывать его за это не­справедливо. Тем более — наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает креп­кой нервной системой, то он довольно быстро разбе­рется в том, что дяде-шоферу нет никакого дела до его криков, а Баба-Яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, боятся этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант — ваш малыш вам дей­ствительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы-Яги. Каково ему оставаться один на один со сво­им страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ре­бенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведе­нием недовольны вы лично, именно вы, а какая-то Баба-Яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире чело­век — мать или отец. Это достаточно сильно.

Причина четвертая — тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или ба­бушка сами но себе обладают высоким уровнем тре­вожности, который увеличивается во сто крат по отно­шению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родите­лей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболе­ешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это вни­мание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже спо­собны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети.

Причина пятая — детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фан­тазий — привычная среда обитания для малышей — дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы по­явятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдол­бим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда…». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фан­тазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И, отчасти, управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому — страшными. В любом слу­чае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи.

И, наконец, причина шестая — наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страха­ми у ребенка появляется и другие расстройства пове­дения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание — возможно, у него невроз, диаг­ностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокой­ства и для немедленного обращения к специалисту.

Полный текст по ссылке

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 323 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar