Главная » Файлы » Методическая копилка |
24.02.2017, 19:23 | |
Издержки воспитания
Традиционализм отношений в семье В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями. Эмоциональный шантаж и предчувствия «Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях — типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей. Открытые посылы и прямые угрозы Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят сутулясь, мелко семеня ногами. Такие родители забывают, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь. Постоянный надзор со стороны родителей Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по нескольку раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а, соответственно, избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально. Отдаленность родителей Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия. Отсутствие привязанности внутри семьи Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь, но нет общей, семейной. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик. Негативное отношение к престарелым В некоторых семьях старики становятся лишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз. На появление детского страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в период дошкольного возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу. Также сюда относятся некие вполне конкретные случаи, события, реально произошедшие с ребенком (напугала собака, застрял в лифте и т. д.) Если неприятные случаи не повторяются, то часто такие страхи проходят сами собой. Причиной страхов у детей также могут стать:
Первая и самая понятная причина: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедшее с ребенком. Напугала собака, застрял в лифте, пристал на улице какой-нибудь неопрятного вида бомж — жизнь вокруг разнообразна и Далеко не всегда безопасна. Такие страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка покусанного собакой или запертого в лифте развивается стойкий и заметный для окружающих страх. Отсюда переходим ко второй причине детских страхов — особенностям характера ребенка. Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность. Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти черты характера? В очень большой части — от нас, взрослых. Поэтому далее идет причина третья — запугивающее воспитание. «Не ляжешь спать, тебя Баба-Яга заберет!». «Не шуми, а то дядя-шофер тебя уведет с собой!». «Мальчиков, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!». Наверняка, вы не раз слышали подобные «шедевры» педагогического воздействия. Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», то это отнюдь не его вина, а ваша и наказывать его за это несправедливо. Тем более — наказывать страхом. Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, то он довольно быстро разберется в том, что дяде-шоферу нет никакого дела до его криков, а Баба-Яга за всю его недолгую жизнь так ни разу и не вышла из леса. И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, боятся этого вовсе не стоит, а, во-вторых, папа и мама часто врут ему, чтобы он был «послушным». А, значит, врать можно. Возможен и другой вариант — ваш малыш вам действительно поверил. Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы-Яги. Каково ему оставаться один на один со своим страхом? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а какая-то Баба-Яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что им недоволен самый значимый для него в этом мире человек — мать или отец. Это достаточно сильно. Причина четвертая — тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего-то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители. Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами но себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он — единственный, поздний или не слишком здоровый. Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку — укусит», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ходи один во двор — там хулиганы». Если ребенок здоров и психически устойчив, то он, скорее всего, привыкнув, перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое черной дело: у тревожных матерей часто растут тревожные дети. Причина пятая — детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий — привычная среда обитания для малышей — дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может быть, потому, что не может быть никогда…». А пока этого не произошло малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И, отчасти, управляемым. Только отчасти, потому, что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому — страшными. В любом случае, ребенок, как первобытный человек, сам творит свой мир и свои страхи. И, наконец, причина шестая — наличие другого, более серьезного расстройства. Если наряду со страхами у ребенка появляется и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание — возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у медиков. Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и по способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, то это повод для серьезного беспокойства и для немедленного обращения к специалисту. Полный текст по ссылке | |
Просмотров: 365 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |