Главная » Статьи » Полезные статьи

Как спасти ребенка от травли в школе!


Особенности подросткового периода

Весь подростковый возраст делится на 3 стадии:

  • 12-13 лет – младший подростковый возраст. Подросток стремится к общению в группах, начинает бороться за самостоятельность. В этот период ребенок впервые ощущает чувство взрослости.
  • 14-15 лет – средний – период наиболее активных физических и психических изменений. В это время подросток наиболее уязвим и чувствителен к проблемам в общении с коллективом.
  • 16-17 лет – старший подростковый возраст. Самый бурный подростковый период позади, сейчас продолжается формирование личности, приходит стремление к самоопределению.

В течение всего переходного возраста подросток стремится быть "как все", но одновременно ему надо занять свое место в коллективе, чем-то выделиться, быть принятым, и именно это противоречие и приводит к большим трудностям: в общении с семьей , со сверстниками, половые трудности.

Чему ребенок учится в период с 13 до 17?

  • автономии от родителей, определению своего места в обществе;
  • умению решать конфликты, договариваться;
  • умению начинать и поддерживать контакты;
  • заботе о теле и внешности;
  • полезным увлечениям, организации свободного время так, чтобы проводить его с пользой для развития;
  • пониманию своей сексуальности, изменений в теле; умению устанавливать интимные отношения, соответствующие социальным нормам (к концу подросткового возраста);
  • саморегуляции в учебной деятельности, выбору профессии, нарабатывает знания для будущей профессии;
  • отстаиванию своих границ, при этом умению принимать законы и социальные и семейные нормы; соблюдать порядок в своем в пространстве.


Общение - важная сфера

  • Любой подросток стремится быть участником группы, заниматься совместной деятельностью; он ищет признания своей уникальности и ценности. Именно в процессе общения впитываются моральные нормы, формируется самосознание. Но так как путь к этому лежит через конфликты, разрыв старых связей и построение новых, это приводит к ухудшению в общении и к асоциальному поведению.
    Попадая в группы, подросток становится ведомым, он принимает правила членов коллектива, но там он и самоутверждается. Гораздо хуже, когда подросток остается в одиночестве. Из-за того, что такой ребенок не может участвовать в социальных отношениях, получать признание, он будет испытывать тревогу, неуверенность в себе.

 

 

 

 

 

Другая проблема кроется в том, что общение в коллективе подростков всегда связано с провокацией, конфликтами, но не каждый сможет твердо ответить на жесткость со стороны сверстников. Поэтому многие из детей занимают позицию подчинения, а в ситуациях, когда нужно за кого-либо защититься, просто отмалчиваются. В итоге ученики оценивают друг с друга с позиции «со мной или против меня».

И если в самом начале подросткового периода лидер тот, у кого высокая успеваемость, то в среднем подростковом возрасте лидером будет тот, кто имеет какие-то особенные индивидуальные черты (сила, чувство юмора, стиль, особенные увлечения). Отлично, если у подростка будет хобби, так как увлечения помогают формированию личности, открывают внутренний мир подростка, а так же облегчают установление контактов с другими подростками. Увлечение – это одна из важных поведенческих реакций этого возраста (наряду с реакцией автономности от родителей и реакцией группирования со сверстниками).
 

Травля и ее последствия

Вопрос общения в классе требует особого внимания, так как сейчас актуальна проблема буллинга.

Буллинг – это травля, преследование человека другими членами коллектива (всеми или одним). Подобное явление может случиться и в коллективе взрослых людей, но наиболее распространено оно в школьных коллективах. По статистике, до 40% учеников каждый год подвергается травле.
Преследование может быть как косвенным, выражаясь в социальном давлении, так и физическим. Преследователь может воздействовать на подростка в поведенческой форме (сплетничать, шантажировать, объявлять бойкот, портить вещи) либо только в словесной (оскорблять, раздавать прозвища). Также сейчас принято выделять кибербуллинг – травля в интернете.
Буллингу подвергаются дети, которых не принимают в коллективе. При этом ребенка могут просто не замечать, а могут и открыто унижать. В классе всегда есть лидеры, которые чаще и становятся инициаторами травли, к ним примыкают союзники. Есть в классе и наблюдатели – это те дети, которые понимают, что преследование члена коллектива не нормально, но не могут заступиться за подростка.

Кто становится жертвой преследований:

  • Дети с низкой самооценкой, скромные, по ним видно, что они не смогут за себя постоять.
  • Интроверты.
  • Физически слабые дети или дети, имеющие физические недостатки, заболевания, отклонения.
  • Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам.
  • Дети из очень бедных или из очень богатых семей.
  • Дети, которых учителя выделяют как лучших и худших учеников.
  • Тихони, которые переносят издевательства, утаивая это от взрослых.
  • Дети со слабой успеваемостью, например, плохо читают.
  • Ябеды и хвастуны.
  • Дети, которых излишне опекают родители.
  • Неопрятные, неухоженные дети.
  • Дети, у которых нет современных гаджетов.

Кто склонен к преследованию других детей:

  • Физически сильные дети (крепкие, высокие парни).
  • Холерики, гиперактивные дети.
  • Агрессивные дети.
  • Дети из неблагополучных семей.
  • Дети из обеспеченных семей, воспитанные с ощущением вседозволенности.
  •  
  •  
  • Дети, которым важно занять лидирующие позиции, привлечь внимание.
  • Дети, не имеющие должного уровня самоконтроля.

У преследователей часто есть союзники, подражатели, и ими могут стать дети, имеющие следующие черты:

  • Не смелые, чувствующие, что при сопротивлении сами будут жертвой.
  • Дети, у которых хорошие отношения с преследователем.
  • Подражатели, попавшие под влияние авторитета.
  • Безинициативные, не желающие выделяться из толпы дети.
  • Не эмциональные дети, которые смотрят на буллинг, как на развлечение.
  • Дети из неблагополучных семей.

Как понять, что ребенка преследуют

 

Чтобы понять, насколько вероятно, что ваш ребенок может стать жертвой буллинга (или преследователем), необходимо проверить, обладает ли он выше перечисленными характеристиками, а также наблюдать за его поведением. Если у ребенка проблемы в школе, то у него ухудшается успеваемость, он становится раздражительным, а также:

  • не хочет ходить в школу, прогуливает уроки;
  • не имеет близких друзей и компаний;
  • не хочет делиться впечатлениями о событиях из школьной жизни;
  • если речь заходит о школе, теряет настроение, из школы приходит в подавленном состоянии.

Как бороться с буллингом

Учителям и родителям важно помнить, что закрывать глаза на буллинг нельзя, так как часто ребенок из-за травли теряет самооценку и приобретает множество комплексов.
Любой случай буллинга должен пресекаться учителями, школьными психологами, социальными педагогами.

Если ребенок стал жертвой травли

  • Попытайтесь найти в классе союзников подростка, которые, объединившись, дадут отпор буллеру.
  • Помогите ребенку найти друзей: расширьте количество коллективов, где ребенок может находиться (секции, кружки по интересам).
  • Обязательно обратитесь к психологу или психотерапевту, который поможет работать с последствиями травли и поднять самооценку.
  • Научите подростка не показывать страх или тревогу, так как преследователи обычно ожидают реакции от жертвы: слезы, попытки убежать.
  • Научите ребенка отстаивать себя (спокойно, в словесной уважительной форме).
  • Поговорите с родителями преследователя и с самим преследователем. В данном случае важно не давить на подростка и не угрожать, а узнать, почему именно ваш ребенок не устроил буллера. Такой подход может привести агрессора к пересмотру своих действий и к изменению отношения к жертве.
  • Если преследования носили физический характер, срочно обратитесь в правоохранительные органы.
  • Лучшее решение – сменить коллектив (перейти в другую школу). Как правило, перевод ребенка в другую школу - единственно верное решение.

Не выделяйте в классе любимчиков и тех, кто вас раздражает, не делайте акцент на недостатках

 

 

 

 

 


Практика

Техника из книги Е.Тарариной "Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера"

Техника «Завтрак — обед — ужин» А. Кокоренко (модификация Е. Тарариной)

Цель: диагностика и коррекция восприятия человеком себя в окружении других людей.
Задачи:

  • стабилизация самооценки;
  • развитие эмоционального и социального интеллекта;
  • принятие собственных ресурсных и проблемных сторон личности.

Инвентарь: кисти, краски, баночка для воды, белый лист бумаги (А1).

Время работы: 40–45 минут.

Возрастные рамки применения: от 10 лет и старше.

Алгоритм работы

Вступление. Участникам необходимо объединиться в группы по пять-семь человек. Тренер предлагает группам выбрать, что они будут рисовать: завтрак, обед или ужин. Когда выбор сделан, дается более конкретная инструкция.

Основная часть. Как только группы выбрали темы для рисования, участники не имеют права обсуждать, совещаться с помощью вербальных и других средств о том, кто, что и где будет рисовать.

Задание: каждому участнику необходимо представить себя в виде блюда на завтрак (обед или ужин). Время на работу - 15–20 минут.

После завершения работы обсуждение обычно начинается с эмоционального реагирования группы в целом, а затем анализируется индивидуальная работа каждого.
Предлагаемые вопросы:

· Что это за блюдо?

· Какое оно?

· Давно ли было приготовлено?

· Как долго готовилось?

· Как часто этот продукт должен появляться на столе?

· Это блюдо привычно для нашей культуры или относится к экзотическим кухням?

· Как оно оформлено при подаче?

· Это первое, второе или третье блюдо?

· Какие температурные и эстетические характеристики имеет блюдо?

· В каком месте на столе оно находится?

· Как «чувствует себя» блюдо в окружении других блюд?

· Для кого оно было приготовлено?

Выводы

  • Техника позволяет увидеть социометрический срез группы;
  • проследить характер отношений человека к себе и восприятие себя в группе;
  • обращает внимание на то, какую роль в группе выбирает для себя человек.
Категория: Полезные статьи | Добавил: Анна (04.02.2018)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar