Главная » Файлы » Методическая копилка

КЛАССИФИКАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
05.05.2020, 06:16

КЛАССИФИКАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

Характер дизонтогенеза зависит от определенных пси­хологических параметров:

– особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта — частный (недоразвитие
или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и под­корковых систем);

– времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического не­доразвития;

– взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из био­логического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.), вторичные нарушения воз­никают опосредованно в процессе аномального развития;

– межфункциональных взаимодействий. К ним относятся­, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-раз­ному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты ди­зонтогенеза.

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.
Для этого варианта типично раннее время поражения,
когда наблюдается выраженная незрелость мозговых си­стем. Типичный пример стойкого недоразвития — оли­гофрения.

2. Задержанное развитие. Оно характеризуется замедлен­ным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на
более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный,
церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные,
родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и
травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах
онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми
нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения,
слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. Наблюдаются сложные соче­тания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических фун­кций. Характерным примером является ранний детский
аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или зна­чительном снижении контактов, в «уходе» в свой внут­ренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. Наблюдается врожденная
либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность
психического развития в эмоционально-волевой сфере.
Характерная модель дисгармоничного развития – пси­хопатия и патологическое формирование личности.

 

В практической деятельности специалисты предпочи­тают классификацию Б. П. Пузанова и В.А. Лапшина.

  1.  ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ.

Всех детей с недостатками слуха делят на две группы:

– глухие (не слышащие), с тотальным (полным) вы­падением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди не слышащих детей различают:

а)    не слышащих без речи (рано оглохших);

б) не слышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У не слышащих детей понижение слуха от 75—80 дБ;

– слабослышащие (тугоухие), с частичной слуховой
недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но
сохраняющей возможность самостоятельного накопления
речевого запаса при помощи слухового анализатора.
У слабослышащих понижение слуха от 20—75 дБ.

Дети со стойкими дефектами зрения делят на две группы:

–   слепые (незрячие),

– с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой
зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обыч­ных средств коррекции – очков);

–  слабовидящие, с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков).

  1.  ДЕТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ И С ЗПР.

Умственная отсталость — стойкое нарушение позна­вательной деятельности в результате органического по­ражения головного мозга. Она выражается в двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах он­тогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5—2 лет).

Де­менция может быть выражена в двух вариантах:

– резидуальная (остаточная);

– прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразви­тия:

– идиотия (самая тяжелая степень),

– имбецильность (бо­лее легкая по сравнению с идиотией),

– дебильность – наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

В последние годы предпринимаются попытки провес­ти более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обо­значающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 — легкая степень умственной отсталости;

318.00 — умеренная умственная отсталость;

318.10 — выраженная умственная отсталость;

318.20 — глубокая умственная отсталость.

Детей с ЗПР подразделяют на четыре подгруппы:

– кон­ституционного происхождения или гармонический ин­фантилизм;

– соматогенного происхождения;

– психогенно­го происхождения;

– церебрастенического характера.

  1. ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕ­НИЯМИ РЕЧИ (ЛОГОПАТЫ). Все виды речевых нарушений мож­но разделить на две большие группы:

– нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

– наруше­ния письменной речи (дислексия, дисграфия).

  1.  ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОР­НО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Основной контингент этой ка­тегории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных фак­торов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
  2. ДЕТИ СО СМЕШАННЫМ (СЛОЖ­НЫМ) ДЕФЕКТОМ, НАПРИМЕР:

– умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;

– умственно отсталые слабо­видящие или незрячие;

– слепоглухонемые и т.п.

  1. ДЕТИ С ИСКАЖЕННЫМ РАЗВИ­ТИЕМпсихопатией (стойкий дисгармонический склад психики), патологией влечений.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 102 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar