Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и
их оценка»
(По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:___________________________________________________
ФИ ребенка: ____________________ группа_____ дата наблюдения:___________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений
|
Н.г.
|
К.г.
|
Динамика
(+\-)
|
Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности
|
1.Контакт
|
Оценки
|
0
|
Контакт полностью отсутствует
|
|
|
|
1
|
Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за
руку)
|
|
|
|
2
|
Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок
вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от
контакта, когда его о чем-то просит психолог)
|
|
|
|
3
|
Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от
настроения и состояния ребенка
|
|
|
|
4
|
Четко проявляется, без дополнительных проблем.
|
|
|
|
2. Активность
|
Оценки
|
0
|
Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя
|
|
|
|
1
|
Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки»,
ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)
|
|
|
|
2
|
Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом.
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро
пресыщается, переключается на другие задания
|
|
|
|
3
|
Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу
|
|
|
|
4
|
Четко проявляется, без дополнительных проблем.
|
|
|
|
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
|
Оценки
|
0
|
Недифференцированное отношение к различным ситуациям.
Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность,
лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
|
|
|
|
1
|
Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации
|
|
|
|
2
|
Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности
|
|
|
|
3
|
Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
|
|
|
|
4
|
Четко проявляется, без дополнительных проблем.
|
|
|
|
4. Поведение
|
Оценки
|
0
|
Преимущественно полевое поведение без признаков критичности
|
|
|
|
1
|
Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует
|
|
|
|
2
|
На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство
|
|
|
|
3
|
Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений
|
|
|
|
4
|
Четко проявляется, без дополнительных проблем.
|
|
|
|
|