Главная » Файлы » Методическая копилка

Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась.
11.02.2019, 05:14

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка. Она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей.

Агрессия переходит в насилие, если ребенок не умеет безопасно для окружающих ее выражать. Задача взрослых – учить детей приемлемым способам выражать агрессию.

Регулярные вспышки агрессии, неадекватность их уровня той ситуации, которая их спровоцировала, указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога.

Рекомендация 1. Найдите причину агрессии ребенка

Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром. Понаблюдайте за ситуациями, в которых ребенок проявляет агрессию. Обратите внимание, что произошло непосредственно перед вспышкой агрессии, и что изменилось после.

Ситуация 1. Четыре ребенка в группе регулярно проявляют агрессию.

Дима, 5,5 лет. Из предыдущего детского сада мама перевела его из-за конфликтов с родителями и воспитателями. Мать Димы конфликтная, часто устраивает в детском саду скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, агрессивна, бьет и кусает дочь. Агрессия Димы проявляется обычно так: мальчик бьет сверстников, отнимает игрушки, добиваясь, чтобы за ним погнались, обзывается, грубит воспитателю. Несмотря на это, многие дети охотно играют с ним, потому что он легко придумывает игры, спокойно отдает свои игрушки.

Наташа, 5,5 лет. Мама Наташи во втором браке, недавно родила сына. Она оставляла новорожденную Наташу в роддоме, опеку над ней брала бабушка, и только год назад мать вернула дочь к себе. Она открыто говорит о том, что любит только младшего сына, а от дочери одни проблемы. Основное требование матери и отчима к Наташе – не мешать, делать все идеально и никогда не перечить взрослым. Наташа внешне спокойная, собранная девочка. Очень хорошо занимается на занятиях. Ее агрессия проявляется в драках и угрозах в адрес других детей, если ей что-то не нравится. Воспитателя всегда слушается.

Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мальчика воспитывает мама, которая много времени проводит на работе. Костя часто предоставлен себе. Он много общается со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение, использует в речи элементы подростковой лексики. Костя нравится детям в группе, его считают умным, веселым и красивым. Агрессия Кости проявляется в частых драках и ссорах по мелким поводам, особенно когда ему скучно или надо сидеть спокойно. С воспитателем он не агрессивен, но непослушен.

Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина, которая занята работой и поисками личного счастья. Требует от дочери, чтобы та со всеми проблемами справлялась сама. Катя – способная симпатичная девочка, стремится к общению с воспитателем. Девочка проявляет агрессию к ровесникам без видимых причин – ударяет, обижает. Иногда она предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то погиб, был убит, подвергся нападению.

Неправильная реакция воспитателя

Ежедневно ругать и кричать на агрессивного ребенка, наказывать, требовать не мешать, запрещать играть с другими детьми, каждый вечер жаловаться родителям.

Правильная реакция воспитателя

Немедленно останавливать агрессивные вспышки, например, с помощью экспресс-приемов. Отнестись к агрессии как к реакции на неудовлетворительные условия. Разобраться в причинах агрессии: Дима компенсирует нехватку общения, Костя агрессивен, когда скучает, а Катя и Наташа страдают от давления и пренебрежения матерей.

Рекомендации. Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается.

Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».

Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Постарайтесь понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, действуя агрессивно. В этом поможет таблица. В ней наглядно видно, что было до вспышки агрессии, например, воспитатель или родители наказали ребенка, заставили его поделиться своей игрушкой с другим ребенком. Что изменилось – ребенок отреагировал на наказание, проявил эмоции, выразил переживаемые чувства (обиду, злость).

Таблица. Какую потребность ребенок удовлетворяет с помощью агрессии

Рекомендация 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

Воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия никуда не девается и ищет возможность выйти наружу. Через некоторое время ребенок «срывается», агрессия становится неконтролируемой.

Агрессия превращается в насилие, если ребенок не знает, как по-другому ее выразить. Ему нужен опыт наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми. Научите ребенка социально приемлемым способам выражать агрессию: расскажите об этом, покажите личный пример; в ситуациях, когда ребенок проявляет агрессию, обращайте его внимание на то, как он это делает, и давайте обратную связь.

 

Ситуация 2. Дима ползком добрался до одногруппника, больно укусил его. Когда воспитатель подошла к нему, принялся громко лаять и размахивать перед ней руками. Дима скопировал модель агрессии, которую его бабушка использует в семье.

Катя во время занятия повернулась к Игорю, который сидел сзади, и ткнула острым карандашом ему в лицо. Таким способом она, страдая от пренебрежения матери, сумела обратить на себя внимание группы и воспитателя.

Костя грубо обозвал Дашу, обидно раскритиковал и сломал башню, которую она строила. Он скопировал подростковую модель агрессии своих взрослых друзей.

Наташа угрозами и силой заставила девочку из группы отдать ей игрушку. Она использовала прием – подавление других, который применяют в семье к ней самой отчим и мать.

Неправильная реакция воспитателя

Закричать, назвать ребенка злым, жестоким; запретить подходить к другим детям, запретить детям играть с ним.

Правильная реакция воспитателя

немедленно остановить агрессивную вспышку с помощью экспресс-приемов. Обратить внимание ребенка на то, что он агрессивен, сказать вслух: «Ты ведешь себя грубо». Озвучить его поведение и реакцию других людей на него: «Катя, ты поранила Игоря. Так делать нельзя. Посмотри, Игорь плачет». Показать тут же для всех детей, как правильно выразить злость, несогласие, усталость. Например, твердо сказать: «Я так не хочу», «Мне не нравится».

 

Рекомендации. Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».

Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

Рекомендация 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

Дети, как и взрослые, реагируют на обстоятельства жизни. Некоторые условия – давление со стороны взрослых, унижение, невозможность уединиться, удовлетворить важные потребности – провоцируют у ребенка агрессию.

 

Ситуация 3. В детском саду Дима постоянно ищет общения, внимания, Костя физической активности, свободы, Наташа и Катя стремятся утолить потребность в любящей внимательной матери. Дима, Костя, Наташа и Катя воспитываются в эмоционально неблагополучных семьях. Они лишены правильного внимания родителей, их потребностям родители не придают значения.

 

Неправильная реакция воспитателя

Лишать детей в ответ на агрессивные вспышки желанных условий: общения, игры, свободы, права высказаться. Реагировать на агрессию несистематично, по настроению.

Правильная реакция воспитателя

Оптимизировать условия среды в группе, учитывать состояние и интересы ребенка, склонного к агрессии. Чаще общаться с ребенком, не игнорировать и не подавлять его, предлагать задания, которые ему нравятся и в которых он может выразить себя; по возможности утолять тоску по внимательной матери. Последовательно и ясно реагировать на агрессию.

Рекомендации. Предоставляйте детям возможность больше играть. Двигательная активность и спонтанная игра должны по продолжительности втрое превышать занятия учебного типа и развлечения с гаджетами.

Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную. Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения. Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».

Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться. Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.

Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Не давайте оценок вкусам и симпатиям ребенка; придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».

Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Рекомендация 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

Дети могут подражать агрессивному ребенку по многим причинам: он добивается своего, ведет себя ярко, использует незнакомые раньше формы поведения. Подражание вообще характерно для детских коллективов. Дети оказывают взаимное влияние друг на друга, и оно тем сильнее, чем меньше в группе приветствуется самостоятельность, поэтому главное средство борьбы с подражанием – поддержка самостоятельности детей.

Ситуация 4. Дети в группе стали проявлять ответную агрессию в адрес Димы, Кости, Кати и (или) Наташи, стали часто подражать им.

Неправильная реакция воспитателя

Не реагировать на ответную агрессию детей в адрес Димы, Кости, Кати или Наташи; не найти, за что похвалить каждого из четверых; уделять им внимание только тогда, когда они ведут себя агрессивно.

Правильная реакция воспитателя

Немедленно и строго пресекать попытки других детей лаять, отнимать игрушки, грубить. Объяснить детям, что Дима быстрее успокоится, если они не погонятся за ним. Поощрять любые мирные контакты Димы и других ребят. Поощрять желание Димы играть, одобрять придуманные им сюжеты.

Хвалить Костю за спортивные умения и контактность, связывать в высказываниях его достоинства и неагрессивное поведение (например, «Костя нам помог выиграть, он сделал хорошо для нас всех»). Следить за вовлеченностью Кости в занятие, давать ему индивидуальные задания, в которых он «легально» сможет подвигаться (например, попросить раздать картинки, нарисовать что-то на доске).

Кате предлагать привлекательную игрушку или задание мирного сюжета, назначать ее в игре или спектакле на роль доброй феи, врача, спасателя, давать поручения, которые требуют заботы о других (полить цветок, помочь кому-то одеться), хвалить ее и высказываться о ее достоинствах. Если она атакует другого ребенка, сразу подойти, стать рядом и твердо сказать: «Я не дам тебе его обижать». Это же правило использовать и с Наташей.

Ежедневно говорить Наташе что-то теплое: «Я рада тебя видеть», «Ты хорошо выглядишь». Повторять время от времени ей, что она важна для вас, что она вам нравится. Чаще вызывать ее на диалог, на сравнение мнений. Если из-за поведения Наташи возникла проблема, концентрироваться не на оценке ситуации, а на исправлении ее последствий.

Рекомендации. Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.

Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.

Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).

Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».

Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 1252 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar