Главная » Файлы » Методическая копилка

Детские страхи
13.11.2015, 08:21

Муниципальное Бюджетное Дошкольное  Образовательное Учреждение

"Детский сад комбинированного вида №17"  г. Томск

 

 

 

 

Семинар – практикум для родителей 

  «Детские страхи»

 

 

 

Подготовили:

Шелкунова Анна Федоровна   Педагог-психолог

 

 

Томск 2015

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте.

Задачи:

  • познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов, их причинам, последствиями;
  • Отработать на практике приемы снятия страхов;
  • Оптимизировать детско-родительские отношения.

Материал: листы бумаги, ручки, цветные карандаши, альбомные листы.

  1. «Приветствие» Здравствуйте, уважаемые родители!

Уважаемые родители сегодня  мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о детских страхах. О том чего боятся наши дети,  как мы можем им помочь.

  1. «Знакомство»                                                                              

Родителям предлагается представиться. Назвать свое имя и имя, фамилию своего ребенка. Например: Наталья- мама Саши Коновалова, и т.д.

  1. Игра-опрос «Мой ребенок» 

Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Если    

  • “Да” - красный цвет.
  • “Нет” - зеленый.
  • “Не знаю” - синий.

Вопросы

  1. Добрый ли ваш ребенок?
  2. Вежливый ли ваш ребенок?
  3. Общительный ли ваш ребенок?
  4. Щедрый ли ваш ребенок?
  5. Внимательный ли ваш ребенок?
  6. Правдивый ли ваш ребенок?
  7. Отзывчивый ли ваш ребенок?
  8. Справедливый ли ваш ребенок?
  9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  10. Ответственный ли ваш ребенок?
  1.  «Страшные страхи».

Предлагаем родителям вспомнить всевозможные детские страхи. Участники перечисляют разные страхи детей, психолог записывает их на доске.

  1. Сообщение  «ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ»

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром.

Причины:

  1. излишняя тревожность родителей. Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.
  2. гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.                       
  3. запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать: "Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол", "Я тебя Бабе-Яге отдам", "Не трогай – обожжёшься", каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.                                                               
  4. большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.
  5.  невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.
  6.  внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.
  7.  конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.
  8.  старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка.
  9. - большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то "надо бояться"

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей, именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.                                 Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это допустимая норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом.

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи - возрастные, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться.

  1. «Способы преодоление страхов»

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

1. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, - это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх

2. Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому "страху" смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте "соревнование", у кого больше кусочков получится.

3. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

4. Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник или оставьте дверь приоткрытой.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами.                                                   5. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

6. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен.

Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок или порассуждать чего боится этот «монстр» и придумать против него оружие.

  1. Ритуал прощания.

Родителям по кругу предлагается закончить предложения “Чтобы помочь моему ребенку справиться со страхом, я……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Анна
Просмотров: 590 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar